Новый Афон — одно из самых популярных мест в Абхазии. Очаровательный уютный городок с мягким климатом, чистыми галечными пляжами, богатейшей субтропической растительностью и кристально прозрачным морем. Расположившийся в ущелье живописной горной реки у подножия Афонской и Иверской гор, он ежегодно притягивает тысячи туристов и православных паломников со всего света.
Природный рельеф поделил местность на три зоны: прибрежную, предгорную и горную. Каждая отличается своеобразием флоры и фауны. И даже климат в каждой зоне имеет свои особенности. Вдоволь насладившись морским бризом и видом эвкалиптов, пальм и кипарисов, растущих на побережье, можно прогуляться по цитрусовым и оливковым рощам предгорья. А поднимающийся над уровнем моря на 600 м Кавказский хребет откроет незабываемые горные пейзажи и опьянит воздухом, который заставит возвращаться сюда вновь и вновь.
Новый Афон — город паломников. Считается, что именно здесь завершил свой жизненный путь Симон Кананит — один из 12-ти ближайших апостолов Иисуса Христа. Проповедуя христианство на Западном Кавказе, он принял мученическую смерть от рук римских легионеров и почитается в Абхазии как национальный святой.
Еще Новый Афон называют уделом Богородицы. По преданию, когда Божья Матерь отправилась на остров Кипр навестить святого Лазаря, поднялся сильный ветер и огромные волны выбросили корабль на берег у Афонской горы. Силой проповеди и многочисленными чудесами Богородица обратила местных жителей в христианство, а перед отплытием благословила это место и всех прибывающих сюда с верой.
Впервые Новый Афон, именовавшийся прежде Анакопией, упоминается в источниках, относящихся к V веку нашей эры. В VIII - начале IX веков Анакопия являлась столицей Абхазского царства, куда стекались торговые пути из крупнейших поселений Малой Азии и Древней Греции. Когда столица царства переместилась в Кутаис, Анакопия стала вторым по значимости административным и культурным центром.
Вхождение Абхазии в состав Российской империи в 1810 году стало началом еще одного периода возрождения, а позже и расцвета Анакопии, как крупного торгового поселения и религиозного центра Западного Кавказа. В 1851 году в Абхазии были учреждены духовная миссия и архиерейская кафедра. С 70-х годов XIX века начинается строительство небольших церквей и монастырей. В 1875 году монахами русской обители Святого Пантелеимона, что на горе Афон в Греции, был основан монастырь. Для популяризации своей новой обители монахи назвали его Новоафонским Симоно-Кананитским. Вскоре после этого древние абхазские названия «Анакопия» и «Псырдзха» вытесняются монашеским «Новый Афон», который становится официальным названием поселения.
В 1888 г. Новый Афон посетил император Александр III с супругой, императрицей Марией Федоровной, и сыном Николаем (будущим Николаем II). Императорская семья прибыла морем на пароходе «Москва» и провела в Новом Афоне целый день. В честь этого события монахи построили на морском берегу часовню, а вдоль дороги от монастыря до церкви Симона Кананита, по которой царь прошел пешком (т.н. «царская аллея»), высадили кипарисы.
В том же году в Новом Афоне побывал Антон Павлович Чехов. В одном из своих писем он писал: «Если бы я пожил в Абхазии хотя бы месяц, то думаю, написал бы с полсотни обольстительных сказок».
Сегодня в Новый Афон приезжают те, кто предпочитает спокойный семейный отдых, без увеселительных мероприятий и шумных посиделок в ночных ресторанах. Это город святынь, пребывание здесь дарит спокойствие и умиротворенность.
ЧТО ПОСМОТРЕТЬ
НОВОАФОНСКАЯ ПЕЩЕРА
В Новом Афоне расположена одна из крупнейших карстовых пещер в мире — знаменитая Новоафонская пещера, представляющая собой огромную впадину объемом около 1 млн. куб. м. По легенде Апостол Симон Кананит скрывался здесь от римских преследователей.
До начала 1960-ых годов местные жители стороной обходили огромную яму у подножия Иверской горы. В народе ее так и называли: «Бездонная яма». Место считалось священным, таинственным и неприкасаемым до тех пор, пока Гиви Смыр, местный художник, увлекавшийся спелеологией, не осмелился нарушить негласный запрет. В 1961 году организованная им экспедиция более суток провела внутри пещеры. Первооткрыватели вышли на поверхность уставшими, потрясенными и счастливыми. Одно из самых загадочных и красивых мест в мире впервые приоткрыло человеку свои тайны. Дальнейшие исследования показали, что пещера скрывает множество извилистых лабиринтов, несколько залов и живописнейших подземных озер. Первые экскурсии в Новоафонскую пещеру были организованы в 1975 году. По специально оборудованной однопутной железной дороге небольшой поезд под названием «Турист» привозил сюда экскурсионные группы. И по сей день каждые 20-30 минут поезда этого удивительного метрополитена доставляют сюда новые и новые группы туристов. Они и сами уже стали местной достопримечательностью.
Нереальный подземный мир, украшенный причудливыми сталактитами и сталагмитами, условно разделен на несколько огромных залов, маршрут по которым составляет 1,5 км. Нижний зал Новоафонской пещеры (Анакопия) достигает 150 м в длину. Украшенный двумя подземными озерами глубиной более 25 м, раньше он затапливался при каждом паводке. Продолжалось это до тех пор, пока не был построен водоотводный тоннель. Сегодня зал открыт для посещений в любое время года.
Зал спелеологов — самый крупный. Его длина достигает 260 м. В его куполообразных сводах, в так называемых «органных тубах» карстовых колодцев живут огромные колонии летучих мышей. Но главное украшение зала — утонувшая в белых сталагмитах Белая гора.
Зал Апсны с удивительным по красоте каменным водопадом знаком нам по кадрам из фильма «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», а в Зале Апхерца проходят концерты Абхазской государственной хоровой капеллы.
За то время, что пещера была открыта для туристов, ее посетило свыше 15 миллионов человек. Температура воздуха в пещере постоянная — 11-12 градусов тепла.
АНАКОПИЙСКАЯ КРЕПОСТЬ
На вершине Иверской горы, на высоте 345 м над уровнем моря находится наиболее полно сохранившееся укрепление древней Анакопии — Анакопийская крепость. Единого мнения о времени ее постройки нет. Ученые по сей день спорят, называя II - IV вв. н.э., а иногда и VI в. н.э. Так или иначе, но найденные на территории крепости могильники с оружием и украшениями, относящимися к бронзовому веку, свидетельствуют о том, что это самое старое из дошедших до нас сооружений Анакопии. Стены крепости, высота которых достигает 5 м, а толщина — 1 м, возведены из крупных, хорошо обработанных блоков известняка. Со стороны южного склона крепостная стена укреплена семью башнями: квадратными в менее доступных местах и круглыми там, где к башням могли были быть подведены стенобитные машины.
Построенная абазгами и римлянами цитадель за долгое время своего существования неоднократно разрушалась и перестраивалась. Самые значительные преобразования произошли при византийском императоре Константине Мономахе. Знаменитая 16-метровая башня была возведена именно при нем.
Есть у древнего памятника и своя загадка. Высеченный в скале искусственный неиссякаемый колодец, сам по себе заполняется чистейшей холодной водой, причем всегда до одного и того же уровня.
ХРАМ СВЯТОГО ФЕОДОРА ТИРОНА
Возведенный в VI — VII вв. н. э. храм изначально посвящался Богородице. По преданию, здесь находилась чудотворная икона Иверской Божьей Матери (отсюда и название горы). В IX в. храм был перестроен и освящен заново в честь великомученика Феодора Тирона. По мнению некоторых исследователей, храм воздвигнут на месте древнеабхазского языческого капища. Святилище многократно перестраивалось. От первоначального сооружения остались только алтарная часть и известковые плиты с греческими письменами и раннехристианскими символами: рыбой, крестом и львом. Последние изменения в облик храма внесли в начале XX века иноки Новоафонского монастыря. Была построена часовня и обновлены храмовые пристройки.
ХРАМ СИМОНА КАНАНИТА
В Храм Симона Кананита, расположенный в ущелье реки Псцырха, приезжают, чтобы помолиться о даровании любви и счастья в браке. Это одно из немногих мест, где таинства крещения, венчания и отпевания творятся за закрытыми дверями, а к соблюдению христианских канонов относятся удивительно трепетно. Согласно легенде, внутри храма были захоронены мощи Апостола Симона Кананита — одного из двенадцати апостолов Иисуса Христа.
Возведение храма относят к IX-X вв. Долгое время он служил епископской кафедрой и был местом погребения высшего абхазского духовенства. В период интервенции султанской Турции в Абхазию религиозная служба в храме не проводилась, но сооружение сохранялось нетронутым. Пока в 1859 году один из ярых сторонников ислама, Хасан Маан не решил построить себе дом, разобрав каменные стены храма. Местные жители умоляли его не делать этого. Сам владетельный князь Абхазии Михаил Чачба предрекал Хасану многие беды за осквернение храма Симона Кананита. Так и случилось. Как только Хасан поселился в новом доме, у него один за другим стали умирать дети, а вскоре он сам был вынужден эмигрировать в Турцию. Один из оставшихся в живых его сыновей, вернулся в Абхазию и принял крещение, отдав дом, построенный отцом, под церковь. В 1875 году развалины храма были переданы русским монахам, прибывшим из Греции, со Святой Горы Афон. Иноки возродили храм буквально из руин. В 1882 году храм был полностью восстановлен.
ГРОТ СИМОНА КАНАНИТА
В получасе ходьбы от храма, вверх по течению реки Псырдзха, находится небольшой грот, в котором, по преданию, в течение почти двух лет жил Апостол Симон Кананит. Дорога к гроту проходит по живописному ущелью. Преодолев крутые ступени каменной лестницы, можно войти в аскетичное пристанище святого Апостола. Освященный в 1884 году грот украшен иконой святых Апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита, именем которого и был назван.
Темно-красные пятна на камнях у подножия храма — кровь Апостола, а отпечаток босой ноги на валуне — его след. Старожилы наделили это место особой силой и посвятили ему множество легенд. Даже мелкий камень, поднятый со дна горной речки, считается сильнейшим оберегом, ведь он взят со святого места...
Сегодня Грот Симона Кананита — обязательная составляющая всех туристических и паломнических маршрутов. По убеждению верующих, святой неустанно присутствует в Новом Афоне, оказывая всем страждущим свою благодатную помощь.
НОВОАФОНСКИЙ СИМОНО-КАНАНИТСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Одну из дорог к Новоафонскому монастырю называют Тропой грешников. Считается, что подниматься по ней нужно, держа в руках камень. Если споткнешься, значит, на душе лежит грех. А чтобы очиститься от всех грехов разом, подняться к монастырю надо на коленях. Но в наши дни на это отваживаются немногие.
История монастыря началась 27 ноября 1875 года, когда император Александр II повелел передать 327 десятин земли монахам русской обители Святого Пантелеимона, что находился на горе Афон в Греции. Для строительства монастыря выбрали плато на склоне горы, походившее по своим очертаниям на греческий Афон. От него монастырь и получил свое название.
Монастырь расположен на высоте 75 м над уровнем моря и состоит из двух- и трехэтажных корпусов, образующих замкнутое четырехугольное здание, по углам и в середине которого расположено 5 церквей. В середине комплекса возвышается Пантелеймоновский собор, а в центре западного корпуса — колокольня высотой 50 м.
Александр III, посетивший Новый Афон в 1888 году, присутствовал при закладке собора Святого Пантелеимона и подарил обители музыкальные куранты. Их повесили на самой высокой колокольне.
Пантелеимоновский собор, входящий в Новоафонский монастырский комплекс — самая крупная церковь не только на территории монастыря, но и во всей Абхазии. Это крестообразный пятикупольный храм. Создатели ориентировались на нововизантийский стиль, но учли и греческие традиции. Высота центрального купола — 40 м, длина собора с запада на восток — 53,3 м, ширина с севера на юг — 33,7 м. Расписывали собор с 1911 по 1914 год мастера из Палеха и московские художники во главе с А.В. Серебряковым и Н.В. Моловым. Изображение Божьей Матери в центральном пределе приписывают кисти М.В. Нестерова.
В 1924 году Новоафонский монастырь, как и большинство храмов в СССР, закрыли. Но постановление о ликвидации монастыря, составленное и готовое к исполнению, Сталин по каким-то причинам не подписал.
Современная история Новоафонской обители началась в 1994 году. Сегодня это место притягивает паломников со всех концов земли и до сих пор восстанавливается. Всем миром.
НОВОАФОНСКИЙ ВОДОПАД
Удивительный рукотворный памятник, созданный человеком в гармонии с природой, арочная плотина высотой 8,6 м и длиной 21,2 м по верхнему гребню. Он появился в 1882 году, когда монахи Новоафонского монастыря начали строить одну из первых в России ГЭС на заболоченной и поросшей кустарником реке Псырцха. Тогда же образовалось и небольшое водохранилище — озеро, где монахи и послушники разводили зеркальных карпов.
Водопад использовался для самых разных нужд. В каменных нишах за водной стеной хранили продукты. Многочисленные каналы, идущие от озера, орошали раскинувшиеся на холмах террасами цитрусовые и оливковые сады. Здесь были построены каменная мельница, пекарня. Отсюда вода подавалась на лесопильню, кирпичный завод, в прачечную и различные мастерские.
Сегодня здесь есть все, что может заинтересовать туриста: от сувенирных лавочек до стилизованного под грот кафе, где можно отведать абхазское вино и традиционный пирог с сыром.
НОВОАФОНСКИЙ ПАРК
Своим появлением парк также обязан новоафонским монахам. Он был разбит вокруг прудов, образовавшихся после возведения плотины. Невесомые арочные мосты соединили берега водоемов, вечнозеленые пальмы и пирамидальные тополя образовали прохладные аллеи. Официальное открытие парка приурочили к приезду в Новый Афон царской семьи в 1910 г.
В советское время парк украсили статуями. В водоемы запустили зеркальных карпов. Разводили здесь и небольшую рыбку гамбузию, уничтожающую личинки комаров.
Сегодня парк активно восстанавливается после войны 1992-1993 годов. Уже отреставрирована построенная в память о приезде Александра III часовня в юго-восточной части парка. По зеркальной глади озер, величественно изогнув шеи, плавают белые и черные лебеди. Новоафонский парк — одно из самых любимых мест отдыха жителей курорта и туристов.
ГЕНУЭЗСКАЯ БАШНЯ
Это то немногое, что осталось от береговых укреплений древней генуэзской торговой фактории и чудом сохранилось до наших дней. Большая часть укреплений была разобрана новоафонскими монахами, а камень использован для строительства монастыря. Известный французский путешественник Ф.Дюбуа де Монпере, побывавший здесь в 30-х годах XIX века описывал в своих воспоминаниях две башни и фрагменты стен. Другие источники XIX века рассказывают о замке на берегу моря, украшенном высокой башней с крестообразными выступами. К остаткам последней башни, где поселились прибывшие с Афона монахи, пристроили небольшую двухэтажную гостиницу. Здесь в 1888 году останавливался А. Чехов, а веком позже, в 1922 году, К.Паустовский и И.Бабель.