Мы в Visit Abkhazia уверены, что классное путешествие — это не только осмотр памятников, природных красот и смена картинки — это еще и знакомство с людьми, живущими здесь и создающими современную Абхазию. Сегодня хотим познакомить вас с архитектором, дизайнером и основательницей студии Kama Katsiya Creative Croup в Сухуме— Камой Кация.
Хочется немного узнать о вашей студии дизайна. Почему вы выбрали в качестве профессии дизайн? Когда появилась идея открывать свою студию и уйти с работы в найме?
— Мне всегда нравилось что-то придумывать, фантазировать, улучшать, считать, изобретать. С детства тянуло к творческим дисциплинам, точным наукам и проявлялись некие лидерские качества. Архитектура и дизайн помогли объединить все эти способности в единую профессию. Я не смогла выбрать то, что люблю больше, поэтому решила заниматься и тем и тем.
Будучи студенткой, я часто летом проходила практику в администрации города, но меня порядок работ в такой структуре не привлекал, и я свою деятельность всегда представляла иначе. На момент окончания университета, у нас в городе не было ни одного бюро, и поэтому я прекрасно понимала, что это будет исключительно моя собственная студия. Я, правда, не совсем понимала, как ее организовать, т.к. не было опыта работы в подобной организации, и поэтому первые шаги делались интуитивно, постепенно, так скажем, наощупь.
Работа по найму у меня была в самом начале и длилась всего несколько месяцев. Признаюсь, она мне была не особо интересна, скорее я ее рассматривала как стартовую позицию в своей профессии, чтобы понимать общую структуру этой сферы деятельности.
Организация собственной студии заняло у меня определенное количество времени, а точнее лет, и пока шел ремонт, я работала дома на фрилансе. Откровенно говоря, я не до конца понимала, сколько людей будет в моей команде и насколько вообще будет востребована такая работа. Я просто делала себе комфортные условия для работы и переговоров с клиентами, а в итоге мы уже тут с командой не помещаемся.
Вы родились и выросли в Абхазии? Отражается ли память о доме и детстве в ваших работах?
— Я родилась и выросла в Сухуме. До начала ОВН (Отечественная война народа Абхазии — прим. ред.), мы с родителями жили именно тут, где сейчас находится бюро (ул. Лакоба/Марра, 8-б). Эти стены меня оберегают с рождения. В любом случае, все мы родом из детства. На меня скорее больше повлияло то, что после войны мы жили в Синопе среди бывших работников СФТИ (Сухумский физико-технический институт — прим. ред.) и их детей, и внуков. Я выросла среди людей с развитым инженерным мышлением и сегодня мне это сильно помогает в работе. На эстетическое восприятие, я думаю, в свою очередь сильно повлияла наша природа.
Каким был ваш первый самостоятельный проект в Абхазии?
— Первые проекты я начала делать еще в студенческие годы, но своим первым крупным и самостоятельным проектом, я по праву считаю большой особняк в Сухуме, который я реализовала после окончания ВУЗа.
Каких принципов в работе вы придерживаетесь? И связаны ли эти принципы с особенностями флоры, фауны, географии Абхазии?
— Основной принцип звучит скорее, как девиз: «Зачем делать плохо, если можно сделать хорошо?!» или «Зачем делать некрасиво, если можно сделать красиво?!». Естественно, к окружающей нас среде мы обязательно привязываемся. Я сторонник органичной архитектуры и дизайна, как и полной гармонии интерьера и экстерьера.
Назовите несколько ваших проектов, которые лучшим образом отражают ваш подход к делу?
— Из того, что построено и запроектировано нами — это музей Национального банка Абхазии (пр. Леона, 14), большой особняк в Сухуме, о котором я уже говорила, салон красоты «La La Land» (ул. Конфедератов, 41), как образец совсем другого дизайна, реконструкция ресторана «Чайка» (Кодорское шоссе) также отражает нашу любовь к природе и этнической культуре. Остальные любимые объекты в основном скрыты от глаз. Хочется добавить, что чаще мне не до конца нравится реализация наших проектов из-за объективных сложностей и ограниченности строительного бизнеса в Абхазии. Расстраивают те моменты, когда по тому или иному проекту что-то упрощается, меняется и, как итог, исполняется не близко к проекту.
Для вас дизайн и архитектура — творчество или ремесло? Что это для вас?
— Все то, что меня окружает — это ремесло и творчество одновременно. Для меня это неотделимо. Очень часто, мы, изобретая что-то для своих проектов, садимся с настоящими ремесленниками и начинаем придумывать какой-то образ или идею.
По какому маршруту в Абхазии вы поведете друга из другой страны, если он здесь впервые?
— Скорее всего, по непопулярным природным маршрутам либо по старинным храмам, объясняя и рассказывая всю историю сложного переплетения религии, культуры и традиций нашего народа.
Какая архитектура в Абхазии из построенного за советское время вам кажется стоящей внимания?
— Почему-то очень нравится промышленная архитектура советского периода. В них есть определенная державная мощь и размах. Большинство из них сейчас в заброшенном виде, но от этого в них даже больше мистики. Я, вероятнее всего, их бы переосмыслила в творческие кластеры, как это делают по всему миру. Люблю советские остановки, они мне напоминают мегалитические сооружения, в них есть своя аутентичность. На самом деле много достойного. В курортной инфраструктуре нравится смесь советского брутализма и этники, все эти вкрапления мозаики, скульптуры, чеканки.
По каким критериям выбираете места для будущих путешествий? И как эти путешествия отражаются потом на вашей работе?
— Определенных критериев нет, т.к. мир очень нестабилен и чаще всего решения принимаются спонтанно, если это не касается запланированных поездок на выставку или учебу. Любое путешествие расширяет кругозор и дает внутренний инструментарий для работы. Глаза постоянно учатся и замечают новые детали, узлы и решения.
У вас есть место силы в Абхазии?
— Их много, но в целом наша Родина это есть один большой источник силы. Зависит от состояния, в котором я к этой силе обращаюсь, места могут быть разными. Иногда я ее чувствую, просто передвигаясь по трассе во время заката в обе стороны от Сухума. А вообще, нравится ее [силу, вдохновение] искать на возвышенности, чтобы иметь возможность на все посмотреть сверху.
Фотографии для этой публикации предоставила Кама.
Следить за творчеством студии Kama Katsiya Creative Croup можно в инстаграме и телеграме.