Храмы и соборы

Large %d0%bf%d0%b8%d1%86%d1%83%d0%bd%d0%b4%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d1%81%d0%be%d0%b1%d0%be%d1%80

Пицундский храм

Вблизи развалин крепостных стен, за зелеными остро- конечными вершинами кипарисов, белеют гладкие светлые стены и купол Пицундского собора — крупнейшего раннесредневекового храма Абхазии. Построенный в конце Х — начале ХI в. храм стал крупнейшим религиозным центром и престольным храмом перво- святителей Абхазии. В запад- ной части храма была устроена гробница святому апостолу Андрею, рядом с гробницей апостола Симона Кананита.

В храме частично сохранились фрески XIII и XVI вв, особенно интересны из которых сцены «Несения креста», «Распятия» и «Плача». Здание выделяется величием и строгостью очертаний, а также великолепными акустическими свойствами. Последняя особенность позволила в 1975 г. открыть здесь органный концертный зал, где проводятся вечера органной и фортепианной музыки, выступления хоровой капеллы Абхазии, оперных певцов Абхазии и России.

Новоафонский монастырь

Новоафонский монастырь

Новоафонский монастырь был основан в 1875 г. по ходатайству афонских монахов из Пантелеймоновского русского мужского монастыря, находившегося на горе Афон в Греции. Идея создания монастыря на территории Абхазии принадлежит настоятелю Афонского монастыря в Греции Макарию и духовному отцу Иерониму. Монастырь расположен на высоте 75 м над уровнем моря и состоит из двух- и трехэтажных корпусов, образующих замкнутое четырехугольное здание, по углам и в середине которого расположено 5 церквей. В середине комплекса возвышается Пантелеймоновский собор, а в центре западного корпуса — колокольня высотой 50 м. Пантелеймоновский собор, входящий в Новоафонский монастырский комплекс, - замечательный образец творения русских церковных зодчих конца XIX вв. Архитектура собора относится к нововизантийскому стилю. Он представляет собой крестообразный пятикупольный трехнефный храм.

Высота центрального купола - 40 м, длина собора (с запада на восток) — 53,3 м, ширина (с севера на юг) — 33,7 м. Собор обладает хорошей акустикой: высокие купола и широкое помещение способствуют этому. Расписывали собор 16 художников с 1911 по 1914 гг., мастера из Палеха и московские художники широко известной в те времена фирмы «П.И.Оловянников и сыновья». Роспись велась по эскизам художника А.В.Серебрякова. Возглавлял бригаду художников мастер М.В.Молов из Москвы. Стенная роспись выполнена на голубом, коричневом и золотом колере. Создателям росписи удалось удачно использовать местный ландшафт и яркий колорит природы, способствовавшие раскрытию библейских сюжетов. В начале XX в. Новоафонский монастырь стал одним из крупнейших религиозных центров России.

Моквский собор

Моквский собор

Пятинефный крестово-купольный Моквский собор был построен во второй половине X в. абхазским царем Леоном III (955-967 гг.) в честь Успения Божьей Матери. В Моквском соборе абхазскими археологами был выявлен фундамент более древнего храма, чем пятинефный, который предварительно был датирован VI в. Построив собор, Леон III, согласно письменным источникам, «учредил в ней епископскую кафедру, освятил ее и снабдил полным распорядком». В 1640 г. в Моквском соборе побывали русские послы — толмач Елчин и священник Павел. Католикос Абхазии Максим показал каменное веретено Пресвятой Богородицы и часть мощей первомученика архидиакона Стефана. Собор функционировал до конца XVII в. В начале XX в. здесь располагался Кавказский Успенский женский монастырь, в котором уже в 1910 г. было около 50 монахинь.

В прошлом Моквский собор поражал богатством внутренней и внешней отделки. Стены украшала необычная фресковая роспись. Великолепен был мраморный иконостас с колоннами, превосходны резные карнизы, в центре пола был выложен круг из красного мрамора и узор в виде расходящихся лучей. Он стал усыпальницей Леона III и владетельных князей Абхазии. В 60-х гг. XIX в. храм был отремонтирован. Здесь был похоронены последний владетельный князь Абхазии Михаил Чачба (Шервашидзе), его сын Георгий — поэт и общественный деятель, абхазские военачальники, служившие в русской армии.