Самыми чистыми во всей Абхазии пляжами знаменит расположенный в небольшой морской бухте на возвышенном плато город-курорт Гудаута. Покрытый мелкой галькой удобный пологий берег на востоке становится песчаным, делая местные пляжи любимым местом отдыха молодых семей с маленькими детьми. Живописные, почти сказочные заросли субтропических цитрусовых и плодовых деревьев наполняют морской воздух утренней свежестью. А покрытые снегом 7 месяцев в году горные вершины, цепью окаймляющие город с севера и северо-востока, защищают курорт от потоков северных ветров, создавая неповторимый мягкий климат. Считается, что солнечных дней в году здесь больше, чем где бы то ни было в Абхазии, а дождливых — меньше.
Своим названием город обязан небольшой речке Гудоу, что протекает по западной окраине и делит город на две неравные части. Но есть и более романтичная версия — красивая абхазская легенда о любви, прошедшей сквозь все испытания и наперекор земным законам, шагнувшей в вечность, дав имя одному из самых красивых мест в Абхазии. Легенда о юном певце по имени Гуда и молодой княжне, которую звали Ута — абхазская версия шекспировской трагедии о Ромео и Джульетте. Разлученный с любимой законом кровной мести, посеявшей вражду между двумя семьями, Гуда не смог жить без возлюбленной Уты и предпочел броситься в реку. Ута, узнав о смерти любимого, последовала за ним. Извилистая горная речка навеки соединила их имена и примерила враждующие кланы. Сегодня о красивой легенде напоминает памятник в центре города. Говорят, он приносит удачу в любви и пользуется особой популярностью у местных молодоженов и туристов.
Упоминания о первых поселениях в Гудаутской бухте относят к эпохе неолита, когда на его западной окраине существовало поселение рыболовов, солеваров и земледельцев. На огромной Бомборской поляне находилось знаменитое Кистрикское неолитическое поселение. Окрестности Гудауты знамениты такими находками, как бронзовая фигура «бомборского винопийцы», которая ныне хранится в Эрмитаже, а также легендарным лыхненским кладом бронзовых топоров — уникальным памятником Колхидской культуры Причерноморского Закавказья, относящимся к позднебронзовому периоду.
Также как и другие абхазские поселения, в период античности Гудаута являлась центром оживленной торговли с греческими купцами-мореплавателями. Но в отличие от них город так и не покорился арабам, захватившим почти все побережье. С приходом в XII-XIV веках на северо-западный берег Черного моря генуэзских купцов из далекой Италии, в окрестностях Гудауты появилась торговая фактория Каво-де-Буксо, что в переводе означает «самшитовая гавань». В XI-XIII веках в окрестностях Гудауты, как и по всей Абхазии, сооружается множество церквей, храмов, крепостей и замков, ставших сегодня местом притяжения паломников и туристов.
На протяжении всей своей истории Гудаута и ее окрестности считалась районом с хорошо развитым земледелием. Местные жители выращивали чай, табак, виноград, цитрусовые... Статус курорта город получил сравнительно поздно, в 1926 году. И хотя Гудаута не имела громкой славы Гагры или Пицунды, у курорта всегда была своя армия преданных поклонников, предпочитавших милое провинциальное обаяние любому фешенебельному курорту.
Во время грузино-абхазской войны Гудаута становится временной столицей республики и в 1993-м подвергается разрушительной бомбардировке. Сегодня город активно благоустраивается и молодеет, восстанавливается сельское хозяйство, развивается туристическая инфраструктура. Несколько пансионатов и туристических баз принимают гостей со всех концов бывшего СССР, быстро растет и сеть частных гостиниц на любой вкус и кошелек. Найденные в окрестностях Гудауты новые хлоридонатриевые, сероводороные и йодобромистые минеральные источники, делают будущее этого климатобальнеологического курорта поистине волшебным.
ЧТО ПОСМОТРЕТЬ
СЕЛО ЦКУАРА (ПРИМОРСКИЙ)
Небольшое селение в Гудаутском районе, на западе граничащее с Новым Афоном, а на востоке — с Гудаутой. Здесь расположена знаменитая на весь мир бальнеологическая лечебница. В современных, оборудованных под открытым небом бассейнах можно принять сероводородные и грязевые ванны, помогающие при лечении нервной, сердечнососудистой, пищеварительной, мочеполовой систем, опорно-двигательного аппарата, а также кожных заболеваний. Арсаул, Приморское, Гогидцкари, Петропавловское — как только не именовали небольшое селение на берегу реки Цкуары, пока не стало оно ее полной тезкой. А вот лечебная вода, из местных сероводородных источников, сохранила одно из прежних названий поселка. Столовая вода «Приморская» известна далеко за пределами республики. Это один из основных экспортных продуктов Абхазии и главный сувенир для всех гостей Цкуары.
МЮССЕРА (МЫСРА)
Живописный поселок у Мюссерских холмов, в устье одноименной реки, ставший частью Пицундо-Мюссерского заповедника и местом, где вершились судьбы великой советской державы, а значит, и всего мира. Сказочные, райские заросли редчайших растений с такими же неземными названиями: колхидский самшит, древовидный вереск, королевский папоротник, иберийский дуб, земляничное дерево, кавказский морозник... Одетые в шапки облаков горы, долины с виноградниками и чайными плантациями, высокий поросший буйной растительностью берег, и бескрайний морской простор. Это удивительное место всегда привлекало внимание сильных мира сего.
В 1932 году недалеко от поселка, на правом берегу реки Мюссеры была построена дача для Сталина. Двухэтажное аскетичное строение в духе советского минимализма едва заметно среди райского сада вечнозеленых растений. На каждом этаже — строго меблированные спальня, ванная, кабинет и столовая. Панический боясь покушений, Сталин скрывал свое место нахождения даже от собственной охраны. Дополнительная, не предусмотренная проектом, спальная зона была оборудована по личному приказу вождя, в одном из коридоров. Подземные ходы соединяли строение с дачами Лаврентия Берии и Александра Поскребышева, возглавлявшего секретариат Сталина. И при жизни вождя и после его смерти на мюссерской даче принимались самые переломные для страны решения. Считается, что именно здесь в деталях было подготовлено отстранение от власти Никиты Хрущева.
Но главная достопримечательность поселка — Мюссерский храм. Его часто называют Средевековой Амбарой. Величественное строение X-XI (а по некоторым данным IV-VI) веков, сложенное из огромных каменных блоков сегодня почти превратилось в руины. Храм был разрушен во время турецкого владычества, а в конце XIX века служил убежищем для пастухов... Поросшие плющем и кустарником величественные стены с арочными дверными проемами и окнами-глазницами еще сохраняют былое величие.
Внутри храма сохранились алтарные своды, напоминающие о былом значении храма для местных жителей. Говорят, что чувства покоя, гармонии и защищенности, которые посещает здесь каждого путника, сравнимы только с ощущениями в самых святых и намоленных местах земли. По сей день в алтарную часть храма верующие приносят иконы. Здесь зажигают свечи, совершают молебны, звучат церковные песнопенья, словно подтверждая народную мудрость о том, что свято место пусто не бывает.
ЧЕРНОРЕЧЕНСКОЕ ФОРЕЛЕВОЕ ХОЗЯЙСТВО
В долине реки Черной (Мчышты) у подножия Бзыбского хребта расположилось созданное в 1934 году по личному приказу Сталина форелевое хозяйство. Это обязательный и один из самых приятных пунктов всех туристических маршрутов по Абхазии. Познавательная часть экскурсии дополняется эстетической. А гастрономический финал превзойдет ожидания самого искушенного столичного гурмана. В уютном ресторанчике на берегу реки Вам подадут только что выловленную форель, поджаренную на гриле, со свежей зеленью, сочными южными овощами и молодым местным вином.
Испокон веков в питающуюся из карстового источника горную речку приплывали на нерест черноморский лосось и форель. Любители посидеть с удочкой приезжали сюда со всего Кавказа. Знаменитая Чернореченская рыбалка была символом Абхазии. А в середине 1930-х на помощь природе пришел человек. Здесь стали искусственно разводить мальков лосося, чуть позже и радужной форели. Это была не просто рыбоводческая ферма, вкусный аттракцион для туристов. Крупнейшая научная лаборатория, образовавшаяся на базе природного изобилия, давала пищу для размышления ихтиологам со всех концов света.
В самые трудные для Абхазии годы сотрудники фермы сохраняли численность своих подопечных. И только во время войны 1992-93 годов работу рыбного хозяйства пришлось остановить. Сегодня знаменитая рыбоводческая ферма полностью восстановлена и уже достигла довоенных масштабов.
СКАЛЬНЫЙ ЗАМОК
На высоком утесе, недалеко от села Отхара находится еще одна достопримечательность Гудаутского района Абхазии — рукотворный скальный замок-монастырь. На высоте 50 метров от земли в стенах из тесанного камня хорошо видны расположенные в несколько ярусов окна келий. Всего их 25. Научные исследования замка начались только в 1950-х. И по сей день остается загадкой, кто, когда и для каких целей соединил несколько природных карстовых пещер в единое пространство со сложной системой залов и коридоров. Считается, что замок служил укрытием для местных жителей во время войн и набегов пиратов.
Одно время здесь находился монастырь, а позже замок стал убежищем для нищих и разбойников. Закрепившаяся недобрая слава по сей день отпугивает местных жителей. А вот у туристов загадочное место неизменно пользуется популярностью. В XIX столетии добраться до нижних ярусов замка можно было по специально построенному мосту. Сегодня самые отважные путешественники покоряют эту вершину при помощи веревочных лестниц.
ХРАМ АЙЛАГА-АБЫКУ
В поселке Бамбоура (Бомбора) находится уникальный архитектурный памятник позднего средневековья. Это небольшой однозальный храм с пятигранной апсидой и остатками прихрамовых хозяйственных построек. Построенный предположительно в VIII-X веках он был разрушен относительно недавно, во время землетрясения в 1833 году. Французский путешественник Фредерик Дюбуа де Монпере так описывает свои впечатления от руин древнего храма в «Путешествии вокруг Кавказа»: «Маленькая церковь, красиво сооруженная, стоит на скале, вздымающейся на восемь футов над уровнем моря. Волны морские временами разбиваются об отвесные скалы. Землетрясение, которое всколыхнуло Бомбор 28 июля 1833 года в восемь с половиной часов вечера, одновременно раскололо также и камни монастыря...»
До наших дней на обломках старинных стен сохранились фрагменты фресок. До сих пор, откликаясь на порывы ветра, поют кувшины-голосники, замурованные в нишах. Когда-то, они усиливали голоса певчих и наделяли голоса молящихся особой мощью.
КИСТРИКСКОЕ НЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ
К западу от Гудауты на правом берегу речки Кистрик расположилось Кистрикское неолитическое поселение, относящееся к V-IV тысячелетиям до н.э. Это самое крупное неолитическое поселение на Кавказе. Самым ярким археологическим признаком селения считается наличие разнообразных орудий из мелкого валунника и морской гальки. Источником сырья для изготовления орудий служил близлежащий пляж, содержащий частично или полностью отшлифованные и разнообразные по породе, формам и размерам валуны и гальки.
Считается, что жители поселения, в основном, занимались рыбным промыслом, охотой и земледелием. Они мастерили лодки, каменные топоры для обработки дерева, мотыги, керамическую посуду, кремневые наконечники стрел и дротики. На месте поселения обнаружены и остатки землянки эпохи поздней бронзы (XII-X в. до н.э.).
КРЕПОСТЬ АБАХВАЦА
На реке Аапсте в селе Абгархук расположилась крепость Абахваца, что в переводе с абхазского означает «костер на горе». Пламя на сторожевой башне крепости когда-то предупреждало местных жителей о приближении врага. Построенная по одним данным в VI-VIII веках, по другим — в XI-XIII веках, на поросшей лесом высокой скале до наших дней она сохранила лишь один ярус юго-восточной башни. Крепостные стены высотой 3 м и толщиной 1 метр опоясывали территорию в 600 квадратных метров. Со всех сторон неприступная крепость была окружена обрывами глубиной до 45 метров. Попасть сюда можно было по тайной тропе, петляющей вверх по скальным обрывам и переходящей на самых подступах в каменную лестницу.